Москва, 28–29 марта 2018
Форум по международному образованию
«Экспорт образования: стандарты, модели, ресурсы»

Итоги Форума
28-29 марта 2018 года в Москве состоялся Второй Форум по международному образованию «Экспорт образования: стандарты, модели, ресурсы». Целью Форума был обзор профессиональным сообществом возможностей российских вузов по развитию образования как национального ресурса нематериального экспорта, обсуждение стратегий повышения привлекательности и конкурентоспособности на международном рынке и увеличения набора иностранных студентов.
В Форуме приняли участие представители государственных, общественных, частных организаций и высших учебных заведений из 14 стран мира: Бельгии, Бенина, Великобритании, Испании, Исландии, Кипра, Китая, Новой Зеландии, Нидерландов, России, США, Швейцарии, Финляндии и Франции.

Российские участники представляли высшие учебные заведения из Волгограда, Воронежа, Казани, Краснодара, Москвы, Новочеркасска, Новосибирска, Пскова, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга, Севастополя, Ставрополя, Тюмени.
Среди них Волгоградский государственный агрономический университет, Воронежский государственный университет, Государственный университет по землеустройству, Донской государственный технический университет, Евразийский институт "ТИГР", Европейский университет (Санкт-Петербург), Иркутский национальный исследовательский технический университет, Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова, Кубанский государственный технологический университет, МИСИС, Московская высшая школа социальных и экономических наук, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Московский гуманитарный университет, МИФИ, МФЮА, НИУ Высшая школа экономики, Новосибирский государственный университет, Псковский государственный университет, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина, РЭУ им. Г.В. Плеханова, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Севастопольский государственный университет, Ставропольский государственный аграрный университет, Тюменский государственный университет, Тюменский индустриальный университет, Университет Иннополис, Финансовый университет, Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова.

Наряду с представителями вузовского сообщества в Форуме приняли участие и поделились своим видением экспортных возможностей российского образования и сфер взаимодействия представители МИА «Россия сегодня», Россотрудничества, Российского экспортного центра, ФГБУ «Интеробразование», Социологического центра Министерства образования и науки РФ, российских компаний, активно работающих на внешних рынках, таких как NordGold и «Серконс», консалтинговых и маркетинговых компаний I-Graduate, International Education Advantage (INTEAD) , «Ашманов и партнеры», центра юридической поддержки Migranto.ru, общественных организаций «Африканская деловая инициатива», Ассоциации российских консультантов по образованию.

Иностранными гостями форума стали представители Высшей школы бизнеса (Гренобль, Франция), университетов Арканзаса (США), Бифроста (Исландия), Виктории Веллингтон (Новая Зеландия), Гента (Бельгия), Никосии (Кипр), Саутгемптона (Великобритания), Университета прикладных наук Юго-Востока Финляндии ХАМК, Университета штата Колорадо – Пуэбло (США), Университета Эссекса (Великобритания), Швейцарской образовательной группы. Поддержку Форуму оказала маркетинговая компания HigherEdme (Франция).

Академическим партнером Форума, разработавшим и реализовавшим уникальную программу повышения квалификации для сотрудников международных служб высших учебных заведений, выступила «Шанинка» - Московская школа социальных и экономических наук.

Координатором проекта выступил Центр «Гринт»/ StudyAbroad.ru.

На площадках двух дней Форума в рамках пяти пленарных заседаний, двух круглых столов, трех панельных дискуссий проведено профессиональное обсуждение моделей экспорта российского образования и зарекомендовавших себя стратегий и тактик продвижения зарубежных образовательных учреждений на глобальном и локальном рынках.

Сессии проводились по таким направлениям как «Международный рынок высшего образования», «Выход на глобальный и локальные рынки: стратегии, инвестиции, оценка полученных результатов», «Бизнес-проекты вузов в части реализации коммуникационных стратегий по привлечению иностранных абитуриентов: тренды, идеи, рецепты», «Направление – Африка. Российский и международный опыт взаимодействия государственных, общественных и частных организаций в сфере привлечения иностранных студентов», «Глобальная и региональная конкуренция. Цифровой маркетинг и привлечение студентов», «Иностранные студенты на российском рынке труда. Особенности и преимущества трудоустройства перед другими категориями иностранных работников», «Программы на английском языке для российских и иностранных студентов: какие программы успешно продаются на внутреннем и внешних рынках и как их сделать?»

Вниманию участников были предложены результаты международных научных и сравнительных исследований в области изучения предпочтений и мотивации целевой молодежной аудитории по выбору программ обучения за рубежом и созданных на их основе программ государственной поддержки вузовских программ экспорта международных программ в странах, высоко зарекомендовавших себя качественным образованием на всех уровнях высшей школы: Великобритании, Германии, Соединенных Штатах Америки, Франции, Швеции, Финляндии.

При поддержке экспертов МИА «Россия сегодня» участники Форума подробно рассмотрели вопросы, связанные с реализацией коммуникационных стратегий вузов на внешних рынках, их роли в привлечении иностранных студентов и, вместе с тем, в укреплении образовательного партнерства как важной составляющей внешнеполитической стратегии Российской Федерации.

При содействии общественной организации «Африканская деловая инициатива» в рамках панельной дискуссии был рассмотрен важный вопрос взаимодействия с выпускниками советских и российских вузов, необходимости расширения практики использования современных форм работы, их активного включения в продвижение российского образования. В обсуждении приняли участие представители российского бизнеса, активно работающего в странах Африки, внесшие конкретные предложения о координаций усилий российских компаний и вузовского сообщества.


ПРЕЗЕНТАЦИИ
28 марта 2018 ( Первый день работы Форума)
Круглов В.И. «Стандарты, модели и ресурсы экспорта образовательных программ: приглашение к разговору».
Арефьев А.Л.
«Экспорт российского образования: основные показатели и тенденции (итоги 2017 года)».
Полушкина Е.А.
«Экспортные стратегии вузов в контексте развития внешнеэкономической деятельности регионов: вызовы и ресурсы».
Сагайдак Е.И. «Опыт межведомственного взаимодействия в реализации приоритетного проекта «Экспорт российского образования» на территории Новосибирской области»
Нанетт Рипмеестер «Вузовские стратегии по привлечению самых талантливых абитуриентов».
Сантьяго Гарсия «Выход на глобальный рынок: миссия, цели, маркетинг».
Ременцов А.Н. «Межуниверситетское партнерство как инструмент экспорта образования: стратегии коллективного действия».
Карл Андерсон «Стратегия и тактика выхода вуза на локальный образовательный рынок (на примере стран Юго-Восточной Азии)».
Анаис Эскобар «Выбор стратегии продвижения и набора иностранных студентов на локальном рынке (на примере образовательных рынков Индии и стран Латинской Америки)».
Донна Хайнс «Рекрутинг иностранных студентов – Взгляд из Соединенного Королевства».
Штыхно Д.А. «Разработка коммуникационной стратегии экспорта образования. Опыт Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова».
Дружинина Е.С. «В чем преимущество регионального вуза перед столичными университетами».
Маевская И.М. «Коммуникационные стратегии вузов и их роль в привлечении иностранных студентов».
Тюрина Н.В. «Программа продвижения российских вузов в зарубежных СМИ и социальных медиа».
Махотаева М.Ю «Маркетинговая стратегия ПСКОВГУ по привлечению иностранных абитуриентов: опыт нишевика».


ПРЕЗЕНТАЦИИ
29 марта 2018 ( Второй день работы Форума)
Арефьев А.Л. «Студенты из стран Африки в СССР и Российской Федерации».
Бен Воксмен «88 способов набора иностранных студентов через Интернет».
Ольга Сокольская «Поисковая оптимизация. Разбор кейсов образовательного направления».
Ирина Чиркова «Организация образовательных и выставочных мероприятий».
Сулимов С.В. «Консалтинговые агентства как эффективный ресурс для привлечения иностранных студентов в российские ВУЗы».
Патраков Д.Н. «Международная сертификация как инструмент продвижения на внешних рынках (рынках СНГ) инженерных и технических программ».
Даниэла Лакрель «Иностранные студенты и рынок труда».
Володин Е.В. «Иностранные студенты на российском рынке труда. Особенности и преимущества трудоустройства перед другими категориями иностранных работников».
Абашкин А.В. «Магистратура и бакалавриат на английском: традиции и перспективы совместных культурологических программ».
Карапетян С.А. «Как продать российскую программу обучения на английском стоимостью $20 000 в год».
Штыков Н.Г. «Особенности международной деятельности Севастопольского государственного университета».
Савкин Д.А. «Запуск англоязычных программ и повышение качества сервисов в стратегии экспорта образования национального исследовательского университета в Сибири (ИРНИТУ)».



По мнению участников, Форум по международному образованию стал площадкой для открытого практико-ориентированного и профессионального обсуждения проблем, связанных с набором иностранных студентов, обзора лучших практик российских и зарубежных вузов, выработки рекомендаций для дальнейшего развития взаимовыгодного международного сотрудничества, отправной точкой для новых партнерств и проектов.


Для контактов:

Александр Ручкин
Центр "ГРИНТ"/
Studyabroad.ru

Сопредседатель Форума по международному образованию

info@infrm.ru

+74993747430